"Но Маринус Бикнелл Виллет вскоре горько пожалел о том, что решился бросить в глубину колодца еще один взгляд; ибо даже у него, опытного хирурга, которого не просто испугать после стольких лет работы в прозекторской, с той поры что-то надломилось в душе. Трудно объяснить, почему вид существа из плоти и крови способен так ужаснуть и даже изменить человека: скажем лишь, что определенные очертания и некоторые странные твари вызывают в сознании образы, которые чудовищно потрясают восприимчивый рассудок, открывая на миг картины грандиозной космической круговерти и невыразимой реальности, котороые скрывает от нас спасительный покров иллюзий общепринятых представлений. Создание такого рода увидел Виллет в глубине колодца..." (с) "История Чарльза Декстера Варда".
Восхищает меня в Говарде Лавкрафте не только удивительная фантазия, но и талант так ее обработать и передать, чтобы не вызвать отвращения - там, где этого не требуется.
Никакого затейливого натурализма, смакования подробностей - только несколько значимых, броских деталей (в "Шепчущем во тьме", к примеру) - или "определенные очертания", "странные твари". Не больше.
А эффект - ужасает, хе-хе...